На некоторых участках Западного скоростного диаметра (ЗСД), кольцевой автодороги и других петербургских трасс уровень шума может превышать норму в 4 - 10 раз. Для здоровья горожан это имеет катастрофические последствия.
В Петербурге 65 % горожан живут в условиях сверхнормативного шумового воздействия, заявил первый президент Восточно-Европейской ассоциации акустиков, кандидат технических наук Андрей Ахматов, а это - прямая угроза для жизни человека. Постоянный акустический дискомфорт увеличивает риск сердечно-сосудистых, нервных заболеваний, сокращая жизнь горожанина на 8 - 12 лет.
Катастрофа, как на Гаити
Ситуация "с шумом" в Петербурге с каждым годом ухудшается, и это - катастрофа, сходная с той, что произошла ни Гаити, только растянутая во времени, считает А. Ахматов. Причины эксперт видит в непродуманной градостроительной политике, отсутствии планирования транспортных потоков, стремлении проектировщиков и строителей сэкономить на внедрении экологических мероприятий при строительстве дорог.
Взять ЗСД: если южная его часть не вызывает у специалистов особых нареканий, то нынешний вариант проекта северной (от развязки с Богатырским пр. до развязки с автодорогой "Скандинавия") экологи называют ужасным.
По мнению Андрея Резникова, старшего преподавателя геофака СПбГУ, наибольшую угрозу ЗСД представляет для экологии мегаполиса именно в северной части магистрали. Строительство трассы, как пояснил он, ведется вблизи рекреационной зоны Юнтоловского заказника.
Резников отметил, что проектируемая трасса ЗСД будет располагаться на расстоянии 150 метров от границы заказника. "Проведенные исследования позволяют утверждать, что строительство и эксплуатация ЗСД негативно повлияет на заказник. Шумовое воздействие магистрали приведет к ухудшению условий обитания животных, к снижению численности птиц", - добавил эксперт.
"При строительных работах загрязняющие вещества, в частности, тяжелые металлы, попадут в реки Юнтоловка и Каменка. Это приведет к нарушению экосистемы лесов, болот и водоемов", - сказал он.
Сестрорецкий заказник и Левашовский лес согласно проектной документации и вовсе будут рассечены ЗСД. Андрей Резников особо отметил значимость Сестрорецкого заказника, который сейчас является наглядным примером того, как выглядела территория Санкт-Петербурга более тысячи лет назад. А Левашовский лес, несмотря на то, что он близок к черте города, населён многочисленными видами животных (напр., лоси, кабаны).
Возле Белоострова ЗСД пройдет в 30 метрах от дачного кооператива "Дюны". Стоимость домов здесь упала до предела, дома по ул. Солнечной дома уже невозможно продать, а законодательство не предусматривает для владельцев такой "пропащей" недвижимости никаких компенсаций. По словам председателя "Дюн" Вячеслава Цветкова, первоначально трасса должна была пройти рядом с железной дорогой, но администрация Белоострова была в ужасе: расселить 50 - 70 домов в Курортном районе - это не шутка. И ЗСД пустили со стороны дачников. Если после окончания кризиса строительство этого участка все же начнется, никакие противошумовые экраны жителей поселка не спасут.
Передвиньте экраны!
По мнению акустика А. Ахматова, в разделе защиты от шума разработчики ЗСД пренебрегли и законами физики, и рекомендациями Минтранса - экраны должны монтироваться как можно ближе к трассе, но по проекту они стоят у самых домов. Экраны и так не дают абсолютной защиты от шума, а в таком варианте жители и вовсе оказываются беззащитными перед шумовой агрессией (особенно низкими частотами). В итоге здесь ожидается 4-кратное превышение норматива "по шуму" (12 децибел), ночью - 10-кратное (ночные нормы по закону меньше дневных).
А в доме на Запорожской, 15, оказавшемся в 30 м от КАД, 10-кратное превышение уровня звука - повседневная реальность. На Дунайском пр. в домах рядом с трассой уровень шума составляет около 80 децибел. В Приморском районе на Елагинском пр. два 10-этажныхе дома стоят в 70 м от трассы. А на ул. Кубинской трасса, пропускающая около 2 000 автомобилей в час, пролегает в 14 (!) метрах от жилых домов. Если экраны ставить в 2 м от трасс, как требуют правила, это могло бы хоть отчасти улучшить ситуацию.
А вот на стеклопакеты уповать не приходится: при открытом окне их шумозащитный эффект равен нулю, а кондиционеры для домов, попавших в зону строительства, даже не предусматриваются.
Питерские "горячие точки"
По мнению директора Центра экспертиз "ЭКОМ", кандидата биологических наук Александра Карпова, прокладка новых трасс в городе должна быть не дорожным строительством, а градостроительным решением. Ведь основная проблема - выбор места трассы, именно с ним связаны все сегодняшние дорожные скандалы.
При этом нужно просчитывать ширину зоны воздействия - если дорогу "рубить" по кварталам и заповедникам, она нанесет вред в любом случае. "Мы предлагали выделить специальные зоны вдоль ключевых магистралей, определить правила застройки - нам отказали", - говорит А. Карпов.
Сегодня Госстройэкспертиза проверяет только соответствие строительства техрегламенту. Существует также госнадзор за качеством проектирования, однако интересы заказчика и исполнителя, полагает А. Карпов, могут сыграть здесь свою роль. И граждане помешать этому не смогут - в 2008 году многие объекты вышли из-под экологической экспертизы, заключения экспертов недоступны, а публичные слушания не проводятся. "В такой ситуации любой крупный проект становится катастрофой", - считает он. И называет следующие "горячие точки": развязка Дунайского пр. и Пулковского шоссе (ее сейчас проектируют), строящийся Коломяжский путепровод (он идет впритык к домам, при этом транспортных проблем района не снимет). Грядет конфликт у Лопухинского сада - по Генплану намечена пробивка Аптекарского пр. до Песочной наб., и сад окажется на пути новой дороги.
Хотим тоннели, как в Париже
Экологи отмечают: ставка властей города на автотранспорт - тупик, машин все равно будет больше. Уже сейчас в Петербурге 5-кратный дефицит дорожных площадей по отношению к числу автомобилей, а с каждым годом машин будет больше. Нужно возрождать общественный транспорт, увеличить вдвое плотность станций метро...
Впрочем, и "невредные" трассы в городе можно строить, однако их стоимость будет очень высокой. Хотя здесь есть немало альтернативных вариантов. ЗСД по Васильевскому острову, считает А. Ахматов, могла бы пойти в тоннеле - в Париже это активно практикуется. Можно и не "заглубляться", построив поверхностный тоннель. В санитарно-защитных зонах рядом с интенсивными магистралями вместо неэффективных шумовых экранов эксперт предлагает строить многоэтажные крытые паркинги высотой 15 - 20 м - они и людей от шума защитят, и позволят разместить в черте города огромное количество машин.
Справка. Проект магистрали предусматривает строительство автодороги протяженностью 48,9 км, из которых 55% составят эстакадные участки. Средняя ширина - 6-8 полос. Трасса пройдет вдоль выходящей на Финский залив западной части Санкт-Петербурга и свяжет Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с обходной дорогой и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России.
Маршрут магистрали пройдет от Белоострова на севере города до станции Предпортовая на юге, где соединится с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД). Условно ЗСД делится на три участка. Южный отрезок составит почти 11 километров. Он должен пройти по территории морского порта. Центральный отрезок протяженностью чуть более 9 км соединит Васильевский остров с Адмиралтейским и Приморским районами и пройдет от границ Морского порта до Приморского проспекта. Северный участок протяженностью 26 км от Приморского проспекта соединится с автодорогой Е-18 в районе Белоострова.
По материалам chance.ru, baltinfo.ru
|